Таланты РФ - Публикация Головкиной И.И.

Всероссийские дистанционные конкурсы

для детей и педагогов

Суббота, 25.11.2017, 10:25

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Публикация Головкиной И.И. | Регистрация | Вход

Развитие познавательной активности дошкольников через интеллектуальные игры.

Автор работы:

Головкина И.И.,воспитатель МБДОУ "Детский сад №54 "Катюша", ХМАО-ЮГРА, г. Нижневартовск.

   Проблема развития познавательной активности всегда была и остается одной из актуальных в дошкольной педагогике.

   Познавательная активность, или любознательность, - это стремление получить знания. Дети, независимо от возраста, включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, составить, видоизменить, установить соответствие, смоделировать, сгруппировать, выразить математические отношения и зависимости любым доступным способом. У детей вырабатывается способность самим находить ответ на неизменный вопрос: «как?» Одним из важных направлений в решении данной проблемы, выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности.

   Развитие познавательных процессов в дошкольном детстве закладывает основу для последующего обучения. От познавательной активности ребенка во многом зависит выработка им практических навыков и приобретение знаний в самых различных сферах жизни. От нее же в значительной степени зависит, насколько успешно ребенок научиться общаться и уживаться в коллективе, выработает умение взаимодействовать с другими людьми. Приобретенные ребенком знания и практический опыт позволяют ему осознать собственные возможности, а это, в свою очередь, пробуждает новую жажду к знаниям и инициативу, развивает творчество.

   Наиболее эффективным средством развития познавательной активности детей является игра.

   Познавательная игра способствует расширению объёма получаемой информации, стимулирует процесс перехода от любопытства к любознательности; активизирует психические процессы и является отличным средством развития интеллектуальных и творческих способностей. Игры снижают психические и физические нагрузки; заряжают детей положительными эмоциями; способствуют созданию зоны ближайшего развития и создают фундамент для восприятия нового.

   Большую роль в развитии познавательной активности ребенка играют интеллектуальные игры.

   Интеллектуальная игра - это вид игры, основывающийся на применении игроками своего интеллекта и эрудиции. Основной функцией интеллектуальных игр является развитие мышления, высших психических функций, логики, процессов анализа и синтеза, обобщения и классификации, сравнения и противопоставления.

   Как правило, в таких играх от участников требуется отвечать на вопросы из различных сфер жизни. Самыми древними интеллектуальными играми принято считать шахматы, шашки, нарды, го и маджонг.

   В детском саду интеллектуальные игры позволяют решить ряд важных задач. Они развивают творческое мышление, умение размышлять и отстаивать свою точку зрения, применять знания на практике и в нестандартных ситуациях, стимулируют развитие логики, внимания, усидчивости. Развивают те качества, которые известный педагог Б.П. Никитин назвал «творческим складом мышления».

   Интеллектуальная игра предполагает полное погружение ребенка в процесс. Дети во время выполнения задания сосредоточены, внимательны и максимально дисциплинированы.

   Интеллектуальные игры в детском саду могут быть представлены:

  • Загадками, развивающими воображение, быструю реакцию, наблюдательность к окружающему миру.
  • Кроссвордами, направленными на улучшение словарного запаса ребенка, развитие образного мышления и памяти.
  • Математическими упражнениями, знакомящими ребенка со сложными понятиями через простые математические истины.
  • Играми-соревнованиями, развивающими коммуникативные навыки и вырабатывающими стремление к победе.
  • Словесными заданиями, с помощью которых дети учатся классифицировать предметы, находить общие черты и различия, углубляют знания об окружающем мире.

   Правила проведения интеллектуальной игры в детском саду:

  • Для того чтобы интеллектуальные игры в детском саду имели успех у детей, необходимо придерживаться простых правил.
  • Самое главное правило — игра должна приносить удовольствие и быть в радость. Если ребенок не хочет играть, значит, его плохо заинтересовали. Запомните: не бывает неинтересных игр, бывают скучные задания.
  • Дети должны относиться друг к другу уважительно во время игры. Оскорбления и обиды не допустимы.
  • Перед тем, как предложить ребенку задание, пройдите его сами. В том случае, если ребенок не будет справляться, испытывать затруднения, вы сможете его направить в нужное русло.
  • Начальные задания должны быть простыми. В начале игровой деятельности важен успех. Ребенка необходимо стимулировать для выполнения дальнейших заданий.
  • Дошкольники должны соблюдать правила, оглашенные в самом начале занятия.
  • В конце игры обязательно должен быть подведен итог, а победители награждены похвалой, памятными дипломами, медалями.

   Виды интеллектуальных игр:

   Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

   К словесным играм - задачам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи и игры, основанные на изменениях и переменах в составе загаданных слов. В обычных загадках слово, определяющее предмет или явление, которое нужно отгадать, никаким изменениям не подвергается. Его можно с чем-то сравнить, можно приводить различные признаки, облегчающие отгадывание, но само слово, его смысл, его значение должны оставаться неизменными. Словесные задачи, наоборот, основаны на разделении слов на части, на перестановке или замене в них букв, на добавлении или сокращении некоторых букв или слогов, а значит, и на непрерывно меняющихся значениях задуманного слова, зависящих от этих изменений.

   Шарада.

   Шарадой называется загадка, в которой загаданное слово состоит из нескольких составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово, например "пар-ус", "вино-град", "бой-кот" и т. п. Шарада всегда отгадывается по частям. Отгадывание отдельных частей слова облегчает отгадывание целого слова. Шарада по своему характеру ближе к обычным загадкам, чем другие виды словесных задач. Для отгадывания шарады даются вначале признаки отдельных слов (частей) ее образующих, а в конце дается объяснение целого слова, которое нужно отгадать.

Вот, например, как в стихах можно зашифровать слово "парус":

Три буквы облаками реют:

Две видны на лице мужском,

А целое порой белеет

«В тумане моря голубом».

   Метаграмма. Задача, основанная на последовательном изменении в слове одной или нескольких букв, называется метаграммой. Это наиболее легкий вид словесных задач, так как достаточно по приводимым признакам отгадать слово с одной из указанных букв, чтобы легко было определить и все остальные слова.

С "б" смертельной я бываю,

С "м" меха я пожираю,

С "р" актеру я нужна

С "с" для повара важна (боль, моль, роль, соль)

В метаграммах может меняться не только первая, но и любая другая буква, например последняя:

Я с "в" от непогоды вас укрою,

А с "т" я землю носом рою (кров, крот)

Могут меняться и целые слоги.

   Логогриф.

   В логогрифе какая-нибудь буква отнимается совсем или же, наоборот, прибавляется новая. Если, например, в слове "плот" после первой буквы вставить букву "и", то получится слово "пилот".

   Анаграммы.

   Если какое-либо слово от перестановки в нем букв образует другое слово, имеющее иной смысл, то эти слова называются анаграммами, например: "липа"— "пила". Зашифровка этих слов в стихах, может быть выражена так.

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь.

Но буквы переставь мои,

И целый лес ты мною свалишь.

Есть много слов, которые меняют свой смысл, если прочесть их с конца, например: "нос" — "сон". В стихах задача может выглядеть так:

Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можешь, что угодно

Помимо перечисленных, существуют и другие виды словесных задач.

   Загадка - метафорическое выражение, в котором один предмет изображается через посредство другого, имеющего с ним хотя бы отдаленное сходство. В древности загадка - средство испытания мудрости, теперь - народная забава.

   Загадка - это мудреный вопрос. Основное назначение загадки в том, что она развивает в человеке догадливость, сообразительность.

   Жанр загадки отличается тем, что требует отгадать описываемый предмет. Поэтому загадка имеет большое значение в формировании интеллекта. Отгадывание загадки предполагает наличие знаний, представлений о целом ряде предметов, явлений окружающего нас мира, расширяет кругозор, приучает к наблюдениям, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете, на слове, которое описывает его, на звуке, который помогает отгадать загадку и т. д.

   Интеллектуальные игры Руденко появились совсем недавно, поэтому массового использования в детских садах пока нет. Однако эти игры-пособия перспективны и воспринимаются детьми на ура. Механизм решения головоломок прост, нужно с помощью определенных манипуляций переместить блоки в нужные ячейки. Так решаются поставленные задачи: довести Красную Шапочку до бабушки, минуя волка; создать шифровальные матрицы; переселить матрешек.

   Интеллектуальные игры Никитиных построены на раннем развитии. В них можно играть как одному, так и целой группой в детском саду. Каждая игра -это набор задач, который ребенок решает с помощью кирпичиков, кубиков, квадратов из пластика и картона. Самые популярные: Сложи узор, Уникуб, Сложи квадрат, Рамки и вкладыши.

   Блоки Дьенеша представляют собой 48 логических блоков, различающихся цветом, формой, размерами и толщиной. Все детали уникальны. Заданий целое множество: от сортировки кубиков по цветам до выкладывания определенных слов.

   Коллективные игры в детском саду - это широкое поле деятельности для фантазии и творческой реализации педагога.

   Во-первых, в дошкольных учреждениях часто проводятся викторины -интеллектуальные состязания, где победа достается игроку, назвавшему больше всего правильных ответов. Викторины могут строиться по принципу вопрос-ответ, как в телевизионных передачах: Поле чудес, Что? Где? Когда?, Брейн-Ринг, Своя игра. Другой вид викторин - сюжетные, когда детям приходится примерить на себя роль сказочных персонажей. Телевизионные аналоги - Колесо истории, Полундра.

   Во-вторых, дети с ранних лет учатся планировать свои действия, совершать обдуманные поступки посредством игр-стратегий, монополий: шашки и шахматы, настольные игры Менеджер, Продавец. Загадки, ребусы, шарады, кроссворды, карточки с заданиями, тесты, – всё это, несомненно, заинтересует дошкольников.

   Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкивается с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Игровая деятельность в условиях реализации современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития познавательной деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

   Список литературы.

1. Агаева Е.Л. и др. Чего на свете не бывает? - М., 1991.

2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М., Говорова Р.И., Цехонская Л.И. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: «Просвещение», 1989. - 127 с.

3. Ганичев Ю. Интеллектуальные игры: вопросы их классификации и разработки. / Журнал «Воспитание школьников», - № 2, 2002Королева С.Г. Развитие творческих способностей детей 5-7 лет:     диагностика, система занятий. – Волгоград, 2010.

4. Гуров В.А. Интеллектуально - творческие игры // Начальная школа. 2005. - № 5.

5. Жукова З.П. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников в ходе игры // Начальная школа. 2006. - № 5

6. Понимать, принимать, развивать / Сост. Е.А. Климкович. – Минск, 2004.

7. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. Под ред. Л.А. Венгера. – М.: «Педагогика», 1986.

Свидетельство

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Спасибо за внимание!

ПУБЛИКАЦИИ                                      ПРАВИЛА

Желаем успехов!

Вход на сайт

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 21

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Анализ сайта — Репутация сайта - TALANTSRUS.RU

Auto Web Pinger

Посетители

Наша группа ВК

Наша группа ОК