Таланты РФ - Публикация Каменских И.П.

Всероссийские дистанционные конкурсы

для детей и педагогов

Суббота, 25.11.2017, 10:33

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Публикация Каменских И.П. | Регистрация | Вход

Из опыта организации исследовательской работы учащихся в процессе обучения экологии в средней школе.

Автор работы:

Каменских И.П., учитель биологии, МБОУ «СОШ №3» ЯНАО, Пуровский район, п. Пурпе.

Скажи мне — и я забуду,

Покажи мне — и я запомню,

Вовлеки меня — и я научусь

Китайская пословица

Основная задача модернизации российского образования — повышение его доступности, качества и эффективности. Именно сегодня, когда появилась необходимость привести в систему получаемые знания школьников, для обеспечения их конкурентоспособности на рынке труда, актуальной становится организация исследовательской деятельности учащихся.

Главной целью организации исследовательской деятельности в условиях школьного обучения является — создание условий для личностного развития учащихся, повышение образовательного и общекультурного уровня. Ссылаясь на свой педагогический опыт, я убеждена в том, что, организация мотивированной исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочной деятельности способствует реальному продвижению учащихся по пути овладения основными образовательными компетенциями, необходимыми для продолжения образования.

Формирование исследовательских умений и навыков осуществляю поэтапно.

Ступени ученической научно - исследовательской деятельности учеников — исследователей:

  • подготовительный этап,
  • развивающий этап,
  • исследовательский, экспериментальный, завершающий этап.

 

На первой ступени, учащиеся знакомятся с различными методиками выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а также умению обобщать данные и формулировать выводы. Выбор темы проводится по желанию ребенка, с учетом возможности школьной базы для выполнения работы. Вместе с учащимися выдвигаю местные проблемы, определяемся с целью исследования. Составляем план проведения работы. Уже на первом практическом занятии, провожу исследование, используя методику малых открытий. Рассмотрим данную методику на примере определения кислотности снега.

Очень часто с экрана телевизора мы слышим об ухудшении окружающей среды. Ярким тому примером являются: озоновые дыры, парниковый эффект, кислотные дожди. А что с неба на нас льется кислотный дождь? А могут быть осадки кислотные? Используя индикаторную бумагу, можно определить наличие кислот в осадках и предсказать, к каким последствиям приведет таяние такого снега. Если в пробирке рН 5,6, то это говорит о кислотных выпадениях в изучаемом районе в течение зимы. Давайте проверим!

Цель работы:

  • оценить кислотность снеговых выпадений;
  • сравнить показатели кислотности на разных участках микрорайона.

Для проведения эксперимента учащиеся готовят снеговой фильтрат с трех разных участков: территория станции технического обслуживания, территория котельной поселка Пурпе, территория железнодорожного вокзала.

Для определения рН среды используем индикаторную бумагу. В результате эксперимента учащиеся приходят к выводу:

  • участок с наибольшем показателем рН — станция технического обслуживания;
  • источником загрязнения снежного покрова в большей степени является автотранспорт.

Проведение эксперимента позволяет учащимся освоить культуру научного исследования, проявить активность и самостоятельность, расширить и углубить базовый уровень знаний и умений.

Во время работы учащиеся пользуются литературными, информационными, лабораторными источниками.

Второй уровень, развивающий, он включает усложненные элементы прохождения через систему НОУ. Учащиеся уже познакомились с основными принципами и методами сбора и обработки данных, сами оценивают свои возможности в выполнении темы работы, анализируют результаты, делают выводы. На этом уровне закладывается опыт, эксперимент, проводятся наблюдения или мониторинг.

Третий уровень, исследовательский, экспериментальный, завершающий этап.

Он включает самые сложные элементы прохождения учащихся через систему НОУ. На этом уровне учащиеся представляют собственную исследовательскую работу, с выдвижением научных гипотез и защитой своих идей. Работу провожу с учащимися наиболее увлеченными биологией, стремящихся к получению разносторонних знаний.

За последние 4 года в рамках НОУ исследования велись по следующим направлениям: изучение снежного покрова для определения чистоты воздуха в поселке Пурпе; изучение фитонцидных свойств комнатных растений (на примере лимона комнатного);

исследование качества окружающей среды, с помощью лишайников; исследовали содержание витамина «С». (Северная ягода клюква); исследование экологического состояния природной воды реки Пяку – Пур, Оценка экологического состояния атмосферного воздуха посёлка Пурпе; - влияние разливов нефти на рост и развитие семян редиса в условиях школьной лаборатории, "Зеленые растения, зимующие под снегом", "Живая и мёртвая вода".

Анализ работы в данном направлении позволяет сделать вывод, что приобщение учащихся к исследовательской деятельности:

  • позволяет добиваться высоких качественных результатов в обучении;
  • усиливает практическую направленность уроков и внеурочной деятельности;
  • активизирует познавательную, творческую деятельность обучающихся;
  • развивает в учениках компетенции, необходимые для продолжения образования.

Свидетельство

СВИДЕТЕЛЬСТВО

Спасибо за внимание!

ПУБЛИКАЦИИ                                      ПРАВИЛА

Желаем успехов!

Вход на сайт

Календарь

ПнВтСрЧтПтСбВс

Наш опрос

Оцените наш сайт
Всего ответов: 21

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru

Индекс цитирования

Анализ сайта — Репутация сайта - TALANTSRUS.RU

Auto Web Pinger

Посетители

Наша группа ВК

Наша группа ОК